О проекте

Мы рассказываем о новостях и других интересностях из мира аниме.

Мы стараемся для всех и ты тоже можешь в этом поучаствовать. Переводить и добавлять посты может каждый. Англоязычные новости и другие идеи для постов смотри в идеях для постов. Добавить пост можно на этой странице.

Интервью с композитором музыки из Sword Art Online Юки Кадзиурой

28.12.2016 17:04
Ксения ВолковаКсения Волкова
kajiuraphoto.png.jpg
Композитор Юки Кадзиура не нуждается в представлении - любому, кто смотрел аниме, созданные в последние примерно 17 лет, несомненно, очень близок неизменно узнаваемый стиль. Сенсационную мировую известность ей принесла работа над ОСТами для сериалов .hack//SIGN и Noir, грандиозные композиции с потрясающей музыкой, которые нередко более памятны аудитории, чем сами сериалы. И имя Кадзиуры не перестает ассоциироваться с успехом, ее неповторимую дискографию наполняют музыкальные работы из таких мегахитов, как Madoka Magica, Fate/Zero и Sword Art Online.

Самая недавняя работа композитора появится в фильме Sword Art Online the Movie: Ordinal Scale, который выйдет в Японии 18 февраля (в США весной), но если вам позволяют средства, то не нужно томиться ожиданием до кинопоказов, чтобы услышать музыку Кадзиуры. Для фанатов в Америке будет шанс увидеть живое выступление в январе в театре "Долби" (Dolby Theatre, в котором проходит вручение премии Оскар) и билеты еще есть в продаже, а в списках специальной концертной программы стоит и заголовок Sword Art Online.

В преддверии этого выступления Anime News Network дал задание Mike Toole поговорить с Юки Кадзиурой о ее жизни, работе и о том, что ее вдохновляет.

small-kirito_asuna_formal-dress.jpg


Есть ли такая музыкальная композиция, которая в детстве так сильно вас захватила, что вы полюбили ее всем сердцем?

Юки Кадзиура: Я не припоминаю какой-то конкретной композиции, но мой отец очень любил оперу и классическую музыку. Так что уже с младшей школы я аккомпанировала на пианино его пению. И еще мы с семьей часто ходили на его выступления. Мне очень нравился момент, когда в темноте зала поднимался занавес, и тут же пространство наполнялось звуками и светом. Было чувство, будто я оказалась в параллельной вселенной. Думаю, я выбрала музыкальную карьеру, чтобы воссоздать чувство, возникавшее во время настолько волнующего представления.

Вы говорили, что в средней школе участвовали в хоре. Насколько важным был это опыт для профессионального становления?

Я всегда любила петь, поэтому с дошкольного возраста до колледжа участвовала во многих хорах. По большей части я исполняла партии для альта, так что успевала насладиться тем, как наши голоса сливались в единую гармонию. И только в старшей школе я впервые услышала, как другие люди исполняют написанную мной композицию для хора. Тогда появилось понимание, как много радости несут музыка и красота гармонии с другими людьми. Думаю, с этих вещей начался мой опыт.

kajiura02.jpg


Ваш первый саундрек для аниме Kimagure Orange Road: Summer's Beginning вышел в 1997. Можете ли сказать, что звучание вашей музыки с тех пор сильно изменилось? Или изменился подход к написанию?

Я думаю, самая большая разница в том, что я стала использовать акустические инструменты. Так как в группе, где я дебютировала, я отвечала за синтезатор, то не пользовалась классическими инструментами, в том числе струнными, при записи. И не играла на таком количестве инструментов, как сейчас. Что касается подхода, раньше я не занималась сочинением сразу многих композиций одновременно, а старалась вложить как можно больше в каждую по очереди. Думаю, сейчас я способна думать об основной теме произведения и спокойно сочинять каждую песню.

Вы наверное, не помните, но 12 лет назад я брал у вас интервью для другого сайта. Тогда я задавал вопрос, в каком стиле вы работаете, и вы ответили, что не уверены, есть ли какой-то стиль вообще. Вы все еще так думаете - что конкретного стиля нет? 

Я часто слышу отзывы, что вся моя музыка объединяется в один узнаваемый стиль. Знаю, что от меня слышать странно, но на самом деле я держу привычку не создавать музыку, которая может ограничиться определением "мой стиль". Я концентрируюсь на создании самого лучшего, на что способна, в каждом доверенном проекте. Поэтому все еще не уверена, существует или нет у меня этот "стиль". Единственное, с чем я не могу совладать - любовь самой выступать в композициях, которые пишу. Пожалуй, я не могу создавать то, звучание чего мне не нравится, и это именно то, что люди видят как какой-то стиль в работе.

Есть ли коллега, вызывающий у вас восхищение? Вы оглядывались на других композиторов в начале своего пути, или создание собственного звучания было важнее этого? 

Есть множество композиторов, которые мне нравятся, но выбрать, кем я восхищаюсь или стремлюсь в работе - очень сложно, не думаю, что могу назвать такое имя. Как я упомянула раньше, я не стремлюсь подчеркнуть музыкой демонстрацию какого-то собственного стиля. Хотя в 20-30 лет, возможно, я пыталась это сделать, но когда перестала думать об этом, работа стала доставлять больше удовольствия.

Я склонен ассоциировать вашу музыку со струнными инструментами и широким хоровым присутствием - но в саундтреке к Sword Art Online в противовес к ним есть много рок-гитары. Это была ваша идея или результат работы с командой создателей аниме?

Это был мой личный выбор. Хотя я получаю множество советов от сотрудников команд-создателей аниме по поводу основной темы каждого из них, редко есть конкретные указания, какие инструменты нужно использовать. (К примеру, в случае с SAO для арки Призрачная пуля было указано: "Песня, где говорится, что в мире должно быть немного металла").

Несколько лет назад, когда началась работа над саундтреком Sword Art Online, что было отправной точкой? Вы начали с персонажей и создали мотив для каждого или с основной темы?

Когда вышла серия новелл SAO, я с легкостью прочитала их и смогла ухватить основной образ произведения. Сочиняя закадровую музыку, я, как правило, склоняюсь ко взгляду на общую атмосферу, а не на персонажей. Если говорить о SAO, я много раз прочитала новеллы и сценарий и начала с построения нескольких мотивов, описывающих тему истории. Я думала, что важно ввести "упрощенные" части в музыку, которая будет сопровождать произведение вроде SAO, в котором так много разнообразных сцен и миров. Печаль, счастье, холод и страх - хотелось пронести "роль" каждого трэка через музыку.

kajiura03.jpg

ERASED: ©2016 Kei Sanbe/KADOKAWA/Bokumachi Animation Committee


Вы также сочинили музыку к аниме "Город, в котором меня нет" (Boku dake ga Inai Machi, англ. Erased), в котором больше связей с реальным миром, чем у тех произведений, с которыми вы обычно работаете - что было отправной точкой здесь? Подготовка началась с чтения манги? 

Да, конечно, я прочитала оригинальную мангу. На самом деле я была большим фанатом истории еще до того, как начала работать над проектом и была очень взволнована по поводу каждой новой главы. Так что я была очень рада, когда меня спросили, будет ли мне интересно сочинять музыку к аниме сериалу. В нем сцены сменяются быстро, словно на американских горках, со множеством монологов, отчего он кажется очень многословным. Я попыталась сохранить закадровую музыку неуловимой, чтобы она не мешалась среди смены сцен или реплик персонажей, но это не значит, что я хотела сократить роль музыки в объяснении эмоций персонажей или взгляда на всю историю. Поэтому я отнеслась особенно трепетно и осторожно к смене каждой ноты. Иногда во время игры мне приходилось произносить реплики вслух, чтобы проверить, не слишком ли громко звучит музыка.  

Что, по-вашему, самое важное в саундтреке? 

Думаю, важно познакомиться с оригиналом или сценарием и прийти к полному пониманию мировоззрения, которое они раскрывают, общего потока эмоций, духовного состояния персонажей, атмосферы и настроения каждой сцены. В некотором отношении, создание закадровой музыки похоже на работу над сценарием. Невозможно создать что-то удовлетворяющее без четкого понимания смысла сюжета и идеи, как описать каждую сцену. 

Очень много ваших работ посвящено закадровой музыке, но известность принесло создание поп-песен. Есть ли что-то фундаментально отличное между процессами создания этих двух видов музыки?

По-моему, большая разница лежит не в закадровой и поп-музыке, а в сочинении ее для фильма или для самой себя. В последнее время я сочиняла больше музыку для фильмов, но когда я создаю что-то на совершенно свободную тему, то чувствую себя более оживленно, потому что вновь начинаю понимать, какое звучание мне нравится и хочется слышать в данный момент. 

Есть ли у вас набор идей или подходов для создания песен, или каждая работа немного отлична?

Мой приоритет - это создание такой музыки, которая может меня тронуть. Я не могу полностью понять, как воздействует на людей моя музыка, и, конечно, не хочу притворяться, что могу. И не хочу сочинять с предположением или замыслом: "Если я сделаю композицию такой, она покорит людские сердца". Я думаю, что если сделаю так, чтобы музыка говорила от всего моего сердца, тогда, возможно, она достигнет и сердца других людей. С такой мыслью я ее и пишу.

А как с написание слов? Вы полагаетесь на собственный опыт или пытаетесь создать то, что будет хорошо для текущей работы?

Когда я пишу слова песни для конкретного произведения, то думаю о нем безостановочно день и ночь. Приходится мысленно балансировать между созданием уникальных для данной истории слов и попыткой не войти в конфликт с теми совершенно различными образами, которые могут возникнуть у зрителей в процессе просмотра. Но я понимаю, что, даже думая о сюжете круглые сутки, невозможно удержаться от проявления собственных мыслей и личного опыта. Это происходит потому, что очень трудно превратить в слова то, во что на самом деле не веришь.


kajiura04.jpg
Madoka Magica: © Magica Quartet/Aniplex, Madoka Partners, MBS

Для подготовки к этому интервью я прочитал несколько предыдущих и был впечатлен тем, как много вы можете говорить об историях и персонажах вроде SAO и Madoka Magica. Насколько сильной вовлеченности в аниме вы достигаете при работе над ним? Можно ли сказать, что вы фанат аниме?

Честно говоря, не думаю, что могу назвать себя "фанатом аниме". Я видела не так много, чтобы утверждать такое. Хотя всегда с удовольствием еще с детства читаю книги и мангу, и как упоминала выше, стараюсь познакомиться с оригиналом и сценарием аниме, когда пишу музыку. Лично я обычно получаю больше удовольствия от истории или рисунка на бумаге, чем от фильма, потому что это позволяет мне в процессе слушать ту музыку, какую захочется, и делать это в любое время. 

Вы выступили композитором для двух таких мультимедийных проектов как .hack и Sword Art Online, оба они связаны с онлайн-играми и социальными сетями. Есть ли что-то в вашей музыке, что обращается к онлайн жизни?

Хмм… Не уверена на этот счет. Мне всегда нравилось играть в игры, так что, сочиняя музыку, я представляю, что хотелось бы слышать, будь я игроком, и обычно это очень увлекательно. Надеюсь, зрители чувствуют то же самое при просмотре.

Вы создали невероятное количество музыки в последнее время. Что доставляет наибольшее удовольствие?

Если говорить о закадровой музыке, я просто счастлива, когда получается сочинить песню, которая идеально подходит к сцене и помогает глубже проникнуться этой конкретной частью истории. С чисто композиторской стороны, невозможно выразить словами радость, которую я чувствую каждый раз, когда слышу, как ноты, которые я сочинила, обретают форму в студии благодаря таланту музыкантов и вокалистов, потому что до этого момента записанные ноты - всего лишь безумные фантазии композитора.

kajiura05.jpg
SAO Movie: ©2016 REKI KAWAHARA/PUBLISHED BY KADOKAWA CORPORATION ASCII MEDIA WORKS/SAO MOVIE Project


Два ваших альбома носят имя Вымысел (
Fiction, досл. Фантастика, Выдумка, Вымысел) и Вымысел II, а иногда вы берете на себя руководство совестным проектом Fiction Junction (Junction досл. Стык, Связь, Соединение). Почему "Fiction?" Есть что-то особо важное для вас в слове или его значении?

Это безусловно мое личное определение, но я воспринимаю слово "fiction" в значении "созданное человеком". В природе есть много красивых звуков, таких, как звук воды или пение птиц, но люди желают чего-то еще более великолепного, и это заставляет их создавать "музыку". Наш мир переполнен удивительными историями и музыкой, созданными людьми, но мы все еще жаждем чего-то нового, и я обожаю эту жадность в людях. Поэтому мне нравится идея "вымысла" как прямого результата человеческих стремлений.

Для того, кто создает так много музыки, у вас немного сольных альбомов - всего два. Вы подумываете о Вымысле III в будущем? 

В данный момент никаких планов нет, но я определенно хотела бы поработать над ним. 

Еще вы работаете с Kalafina, группой, которую сами собрали и выступаете в качестве автора песен и продюсера. Быть в роли продюсера - что-то новое для вас или совершенно естественное состояние?

Простого ответа на этот вопрос нет, но можно сказать, что для меня очень важно знать, кто будет петь песню, которую я сочинила. В зависимости от вокалиста у людей может меняться впечатление от композиции, кроме того, я могу подумать, насколько будет сочетаться голос исполнителя с музыкой, которую я пишу. Kalafina - очень важная группа для меня, потому что они определенно изумительные вокалисты, и их звучание меня очень вдохновляет. Я надеюсь, что эта троица продолжить петь вместе.

Вскоре в Лос-Анжелесе вы будете руководить целым ансамблем. Вам не в новинку выступать - каково это? Есть ли проблемы в выступлении, с которыми не сталкиваешься при записи в студии? 

Полагаю, в студии мне хочется быть точной, насколько это возможно, тогда как в живом выступлении я делаю упор на веселье. Я прошу прощение за такой широкий ответ, но, думаю, важно понимать, что музыка, исполняемая на месте, должна быть более коммуникативна. И уместно помнить, что живое выступление художника проходит намного легче.

Есть что-то еще, что вы хотели бы рассказать о концерте? Вам нравится выступать перед публикой?

Я более чем в предвкушении исполнения музыки из SAO, в которую вложила свои сердце и душу, в удивительном месте вживую перед поклонниками. Обычно, когда я пишу музыку к произведению, она доходит до слушателя только через несколько месяцев. Но с живым выступлением я смогу прочувствовать звучание непосредственно с теми, кто будет рядом со мной. Это чувство очень отличается от процесса создания песен, совершенно не сравнимого с радостью, которую я чувствую сейчас. Именно поэтому мне очень нравится выступать. Надеюсь, все будут наслаждаться концертом вместе со мной!

В память
В память
Подробнее
Следующая 'When They Cry' игра серии после Higurashi и Umineko
Следующая 'When They Cry' игра серии после Higurashi и Umineko
Подробнее
Макото Синкай отвечает на обвинения в том, что "продался"
Макото Синкай отвечает на обвинения в том, что "продался"
Подробнее
Промо-видео и подробности о Armed Girl's Machiavellism - новом гаремике о девочках с мечами
Kuzu no Honkai - подробности о новой романтике от создателей Danganronpa и Ansatsu Kyoushitsu